АРБИТРАЖ
Быстрое рассмотрение исков
Иски рассматриваются до 1 месяца. По Закону, Решение судьи TAI сразу вступает в законную силу. Отменить Решение можно в госсуде, только по причине отсутствия полномочий
Государственное исполнение Решений
На Решения суда TAI выдается Гос. Исполнительный лист в любой стране, который исполняется Гос. Судебными приставами в этих странах.
Судьи опытные и независимые
Требования к Судьям – высшее юридическое образование и навыками в различных профессиях.
Судью могут выбирать сами стороны, обеспечивая независимость процесса.Помощь в подготовке документов
Стороны бесплатно консультируются по процессуальным вопросам при подготовке искового заявления, отзыва, мирового соглашения и др.
Региональная доступность
Региональные и иностранные участники могут заседать в суде по видеосвязи
Финансовая экономия
Не требуются расходы на суды. Неустойки, штрафы и судебные расходы взыскиваются в полном объеме
23-х летняя репутация
Тайский арбитражный институт (TAI) основан в 1990 году Министерством юстиции Таиланда
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И ГОСУДАРСТВЕННОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ
РЕКОМЕНДАЦИИ
круглого стола на тему
«Совершенствование правовых и организационных механизмов оказания бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: региональная практика
14 февраля 2019 года г. Москва
Участники круглого стола рассмотрели современную практику функционирования системы бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации и всесторонне изучили динамику развития регионального законодательства в области бесплатной юридической помощи, создания дополнительных гарантий прав граждан, совершенствования государственной системы бесплатной юридической помощи и формирования негосударственной системы ее оказания.
I. Важными направлениями государственной политики в данной сфере признано принятие программных документов в области повышения правовой грамотности, правовой культуры и правосознания населения, а также систематический мониторинг практики применения законодательства о бесплатной юридической помощи.
II. Особой поддержки и популяризации заслуживают эффективные методики правового просвещения и актуальные формы предоставления бесплатной правовой помощи, применяемые в субъектах Российской Федерации. В частности:
- принятие областных программ в сфере развития правовой грамотности, правовой культуры и правосознания населения (Вологодская область);
- проведение государственными органами и их подведомственными учреждениями постоянного правового консультирования граждан в режиме видеосвязи с использованием ресурсов многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (Ростовская область - проект «Правовая помощь онлайн»);
- реализация постоянно действующих проектов по правовому просвещению, правовому информированию и оказанию бесплатной юридической помощи (Удмуртская Республика - проект «День бесплатной юридической помощи», Чувашская Республика - Чувашия - проект «Юристы - населению», Ставропольский край - проекты «Дни бесплатной правовой помощи» и «Правовой всеобуч», Владимирская область - проект «День бесплатной юридической помощи», Ростовская область - социальногуманитарный проект «Дни правового просвещения в Ростовской области», Сахалинская область — проект «Дни правовой помощи». Смоленская область - проект «Дни правовой культуры, правового просвещения и оказания юридической помощи и поддержки населения», Ульяновская область - проект «Единые дни оказания бесплатной юридической помощи»);
- правовое просвещение и оказание бесплатной правовой помощи несовершеннолетним и их законным представителям, а также людям пенсионного возраста (Алтайский край - проект «Юристы-населению», Белгородская область - проект «Поколения вправе», Ростовская область - проект регионального молодежного общественного движения правового просвещения «За права молодежи»);
- оказание бесплатной юридической помощи с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», компьютерной программы «Skype», специализированных интернет-сайтов (Ульяновская область - сайт «бесплатнаяюрпомощь.рф», Ямало-Ненецкий автономный округ);
- выездные мероприятия по оказанию правовой помощи жителям отдаленных и труднодоступных территорий, сельскому населению, гражданам, находящимся в домах-интернатах, домах инвалидов, комплексных центрах социального обслуживания населения, маломобильным группам населения на дому (Республика Карелия, Республика Коми, Республика Татарстан, Республика Хакасия, Удмуртская Республика, Краснодарский край, Хабаровский край, Волгоградская область, Иркутская область, Курская область, Липецкая область, Магаданская область, Омская область. Орловская область, Ростовская область, Саратовская область, Смоленская область. Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Ямало- Ненецкий автономный округ);
оказание бесплатной юридической помощи на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (Забайкальский край Хабаровский край, Иркутская область, Курганская область, Новгородская область, Рязанская область);
- правовое консультирование по телефону, работа «горячих линий», call-центров по вопросам компетенции уполномоченных органов и организаций, оказывающих бесплатную юридическую помощь (Республика Коми, Республика Хакасия, Вологодская область, Иркутская область, Курганская область, Липецкая область, Магаданская область, Ростовская область, Томская область, Ульяновская область, Чукотский автономный округ);
- создание негосударственных центров бесплатной юридической помощи, привлечение к деятельности по бесплатному правовому консультированию юридических клиник, в том числе действующих на базе организаций нотариата и адвокатуры, вузов, социально-ориентированных НКО (Республика Адыгея, Республика Бурятия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Татарстан, Республика Тыва, Чувашская Республика - Чувашия, Алтайский край, Камчатский край, Ставропольский край, Волгоградская область, Владимирская область, Ивановская область, Иркутская область, Калужская область, Курганская область, Курская область, Липецкая область, Нижегородская область, Новгородская область, Омская область, Ростовская область, Самарская область, Сахалинская область, Свердловская область, Тамбовская область, Томская область, Ульяновская область, Москва),
- активная деятельность в сфере правового просвещения и оказания бесплатной юридической помощи региональных отделений Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» (Астраханское, Белгородское, Владимирское, Вологодское, Иркутское, Калужское, Камчатское, Кировское, Красноярское, Курганское, Курское, Липецкое, Новосибирское, Псковское, Калмыцкое, Крымское, Ростовское, Рязанское, Ставропольское, Татарстанское, Тамбовское, Тульское, Удмуртское, Ульяновское, Хакасское, Чукотское и региональное отделение Республики Коми);
проведение обучающих мероприятий и реализация программ повышения квалификации для специалистов, оказывающих консультационную помощь в рамках негосударственной системы бесплатной юридической помощи, а также внедрение методики оценки качества оказания бесплатной квалифицированной юридической помощи, ее доступности и востребованности гражданами (Ставропольский край, Белгородская область, Волгоградская область, Нижегородская область, Тамбовская область, Ульяновская область).
III. Самостоятельным направлением правового просвещения является информационное обеспечение деятельности по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи. К числу наиболее эффективных форм распространения информации, используемых в субъектах Российской Федерации, относятся следующие:
- создание тематических разделов и баннеров с информацией о бесплатной правовой помощи на официальных интернет-порталах субъектов Российской Федерации, сайтах/порталах органов государственной власти и местного самоуправления субъекта Российской Федерации, участников государственной системы бесплатной юридической помощи, а также на сайтах территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, отделений Фонда социального страхования Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, региональных отделений Общероссийского общественного объединения «Ассоциация юристов России» (Республика Алтай, Республика Башкортостан, Чеченская республика, Чувашская Республика - Чувашия, Пермский край, Хабаровский край, Белгородская область, Вологодская область, Курганская область, Новосибирская область, Омская область, Орловская область, Ростовская область, Самарская область, Сахалинская область, Свердловская область, Челябинская область, Ярославская область, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ);
- формирование специализированных интернет-ресурсов, а также размещение соответствующей информации на официальных интернет- порталах правовой информации субъектов Российской Федерации (Хабаровский край, Вологодская область, Ульяновская область);
- создание на официальных интернет-сайтах уполномоченных органов и организаций интерактивных карт, отображающих сведения об адресах и компетенции субъектов, оказывающих бесплатную правовую помощь на территории региона (Республика Татарстан, Вологодская область, Иркутская область, Нижегородская область, Ростовская область);
- размещение информации на интернет-сайтах и в помещениях многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (Республика Тыва, Удмуртская Республика, Хабаровский край, Вологодская область, Иркутская область, Кировская область, Ленинградская область, Омская область, Ростовская область, Рязанская область, Тамбовская область);
- размещение информации в социальных сетях (Республика Башкортостан, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Тыва, Приморский край, Ростовская область, Самарская область, Ульяновская область).
IV. Совершенствование правовых и организационных механизмов реализации конституционного права граждан на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи должно предусматривать решение следующих задач:
- расширение гарантий реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи;
- создание унифицированных требований к качеству оказываемой гражданам бесплатной юридической помощи;
- формирование единой автоматизированной информационной системы в сфере оказания бесплатной юридической помощи, позволяющей вести электронный документооборот между участниками системы бесплатной юридической помощи;
- устранение неоднозначности толкования отдельных положений Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»;
- упрощение процедуры получения государственными юридическими бюро и адвокатами, участвующими в государственной системе бесплатной юридической помощи, справок и иных документов, необходимых для оказания бесплатной юридической помощи гражданам;
повышение уровня квалификации должностных лиц государственных органов, уполномоченных на оказание бесплатной юридической помощи;
- повышение качества методической и информационной поддержки участников системы бесплатной юридической помощи.
- создание на федеральном уровне организованной системы обмена опытом и распространения лучших практик в сфере оказания бесплатной юридической помощи;
- повышение информированности граждан о возможности получения бесплатной юридической помощи.
V. Учет положительного опыта деятельности субъектов Российской Федерации в области правового просвещения и оказания бесплатной юридической помощи населению, а также необходимость решения выявленных проблем правового регулирования данной сферы стали основой для следующих рекомендаций:
1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
1.1. Ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 583920-7 «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (в части включения граждан предпенсионного возраста в перечень граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи).
2. Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству:
2.1. Рассмотреть вопрос целесообразности внесения изменений в Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» в части:
включения в состав участников государственной системы бесплатной юридической помощи органов местного самоуправления и многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
- дополнения перечня случаев, при которых возникает право на получение бесплатной юридической помощи, следующими: установление фактов, имеющих юридическое значение; взыскание с родителей дополнительных расходов на детей; взыскание неустойки за несвоевременную уплату алиментов; установление порядка пользования жилым помещением; признание лица не приобретшим либо утратившим право пользования жилым помещением; распределение обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги между собственниками помещений, нанимателями помещений по договорам социального найма и членами их семей; определение места жительства ребенка;
- дополнения требований к сведениям, которые должен содержать список адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь, положением об обязательном указании в данном списке контактных данных адвокатов (адрес офиса, номер рабочего телефона, адрес электронной почты);
- конкретизации формулировки «документы правового характера» в пункте 2 части 1 статьи 6 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»;
- наделения субъектов Российской Федерации полномочиями по установлению дополнительных случаев оказания юридической помощи адвокатами;
- установления дополнительных квалификационных требований к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь, в том числе требований к стажу, опыту работы, прохождению курсов повышения квалификации;
- установления порядка оплаты труда нотариусов, оказывающих бесплатную юридическую помощь, и компенсации их расходов на оказание бесплатной юридической помощи;
- наделения государственных юридических бюро и адвокатов, участвующих в государственной системе бесплатной юридической помощи, правом делать запросы и получать в интересах граждан бесплатно справки и иные документы, необходимые для оказания юридической помощи;
- установления административной ответственности за неправомерный отказ в предоставлении информации по запросу государственных юридических бюро, действующих в рамках оказания бесплатной юридической помощи гражданам.
2.2. Рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации в части:
- исключения обязательной нотариальной формы доверенности для сотрудников государственных юридических бюро в рамках оказания бесплатной юридической помощи;
- закрепления и определения содержания терминов «трудная жизненная ситуация» и «экстренный случай», «граждане, нуждающиеся в социальной поддержке и социальной защите» применительно к условиям получения бесплатной юридической помощи;
- определения порядка оказания бесплатной юридической помощи иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Э. Министерству юстиции Российской Федерации:
3.1. Осуществлять на регулярной основе мониторинг правоприменения Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» в субъектах Российской Федерации с целью выявления проблем в сфере оказания бесплатной юридической помощи и организации работы по их устранению, а также с целью формирования систематизированной информации о правоприменительной практике данного Федерального закона на всей территории Российской Федерации.
3.2. Рассмотреть вопрос о введении оценки эффективности функционирования систем оказания бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации с последующей поддержкой лучших проектов в данной сфере.
3.3. Организовать на регулярной основе проведение мероприятий, направленных на выявление лучших практик в сфере оказания бесплатной юридической помощи, и последующее распространение данного опыта в других регионах.
3.4. Активизировать работу по подготовке и утверждению единых требований к качеству оказываемой гражданам бесплатной юридической помощи с учетом предложений субъектов Российской Федерации.
3.5. Рассмотреть вопрос о введении поэтапной автоматизации процессов, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи (формирование заявки на оказание бесплатной юридической помощи, получений сведений о принадлежности лица к категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, формирование и направление документов отчетности и др.), в рамках функционирования Единой государственной информационной системы социального обеспечения.
3.6. Рассмотреть возможность создания Единого портала правового информирования и правого просвещения.
3.7. Активизировать работу по методическому и информационному обеспечению участников системы бесплатной юридической помощи в Российской Федерации.
3.8. Рассмотреть вопрос о целесообразности разработки методических рекомендаций по определению стоимости труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь.
3.9. Поощрять деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, направленную на развитие систем правового просвещения в субъектах Российской Федерации.
3.11. Рассмотреть вопрос о принятии на федеральном уровне программы (подпрограммы) развития правового просвещения населения.
3.12. Рассмотреть вопрос о введении критериев оценки эффективности системы оказания бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации.
3.13. Рассмотреть вопрос о выделении субъектам Российской Федерации дополнительных финансовых средств (в порядке софинансирования) на реализацию региональных программ развития системы бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения.
4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
4.1. Активизировать работу по информированию населения о праве на бесплатную юридическую помощь, а также о перечне и компетенции органов, её предоставляющих, в том числе посредством размещения информации в социальных сетях и иных электронных интернет-ресурсах.
4.2. Активизировать работу по организации мероприятий, направленных на повышение правовой грамотности в подростковой и молодежной среде.
4.3. Активизировать работу по внедрению современных цифровых технологий с целью повышения эффективности, доступности и качества оказания бесплатной юридической помощи.
4.4. На регулярной основе проводить мониторинг имеющихся практик в сфере оказания бесплатной юридической помощи, применяемых в иных субъектах Российской Федерации, с целью последующей адаптации и внедрения лучших из них.
4.5. Обеспечить регулярное проведение мероприятий, направленных на повышение квалификации лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь.
4.6. Оказывать содействие представителям адвокатуры, нотариата, осуществляющим деятельность в сфере правового просвещения, в части организации просветительских мероприятий для различных групп населения.
4.7. Поощрять активность некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере бесплатной юридической помощи и правового просвещения, в том числе оказывать всестороннее содействие в проведении просветительских мероприятий и выездных приемов граждан, проводимых региональными отделениями Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России».
4.8. Организовывать регулярные выездные приёмы по вопросам бесплатной юридической помощи при совместном участии представителей органов государственной власти, в том числе членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, и организаций негосударственной системы юридической помощи.
4.9. Поощрять деятельность средств массовой информации в сфере правового информирования и правового просвещения населения.
4.10. Рассмотреть возможность создания на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации «горячих линий» для оперативного информирования населения о возможности получения бесплатной юридической помощи.
4.11. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство субъектов Российской Федерации в части
включения участников долевого строительства многоквартирных домов в перечень граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи;
включения граждан, имеющих на иждивении трех и более детей, в перечень граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи;
расширения перечня видов юридической помощи, оказываемых гражданам, имеющим на иждивении трех и более детей;
исключения критерия нуждаемости при обращении граждан, имеющих на иждивении трех и более детей, за бесплатной юридической помощью.
5. Органам государственной власти Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Северная Осетия - Алания, Брянской, Калининградской, Кемеровской, Курганской, Тульской областей (дополнительно):
5.1. Принять меры по организации эффективного механизма
обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, оказываемой адвокатами, в том числе:
- рассмотреть вопрос о повышении ставок оплаты труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь;
- принять меры по упрощению для адвокатов механизма отчетности по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи.
6. Федеральной палате адвокатов Российской Федерации, Федеральной нотариальной палате:
6.1. Во взаимодействии с органами местного самоуправления
активизировать работу по информированию граждан о возможности получения бесплатной юридической помощи.
6.2. Обеспечивать участие адвокатов и нотариусов в рамках
реализации просветительских проектов и единых дней оказания бесплатной юридической помощи, организуемых участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи.
6.3. Активизировать работу по внедрению современных цифровых
технологий при осуществлении деятельности по оказанию бесплатной
юридической помощи.
6.4. Осуществлять взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам организации просветительских мероприятий для различных групп населения.
7. Уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации:
7.1. Активизировать работу по правовому просвещению граждан, в том числе в рамках совместных мероприятий, проводимых участниками системы бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации.