Контакты
                                                                                                
       
   
 
 
 
   Сегодня: пятница, 1 ноября 2024 г.

 

ЭЛЕКТРОННАЯ приемная 

В этом разделе можно направить документы в электронном виде.

 

АРБИТРАЖ

  • Быстрое рассмотрение исков

    Иски рассматриваются до 1 месяца. По Закону, Решение судьи TAI сразу вступает в законную силу. Отменить Решение можно в госсуде, только по причине отсутствия полномочий

  • Государственное исполнение Решений

    На Решения суда TAI выдается Гос. Исполнительный лист в любой стране, который исполняется Гос. Судебными приставами в этих странах.

  • Судьи опытные и независимые

    Требования к Судьям – высшее юридическое образование и навыками в различных профессиях.
    Судью могут выбирать сами стороны, обеспечивая независимость процесса.

  • Помощь в подготовке документов

    Стороны бесплатно консультируются по процессуальным вопросам при подготовке искового заявления, отзыва, мирового соглашения и др.

  • Региональная доступность

    Региональные и иностранные участники могут заседать в суде по видеосвязи

  • Финансовая экономия

    Не требуются расходы на суды. Неустойки, штрафы и судебные расходы взыскиваются в полном объеме

  • 23-х летняя репутация

    Тайский арбитражный институт (TAI) основан в 1990 году Министерством юстиции Таиланда

07.08.2019

Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств от 25 ноября 2016 года № 45-6 О модельном законе «О третейских судах и третейском разбирательстве»[1]

Рассмотрев представленный Постоянной комиссией МПА СНГ по правовым вопросам проект модельного закона «О третейских судах и третейском разбирательстве», Межпарламентская Ассамблея постановляет:

1. Принять модельный закон «О третейских судах и третейском разбирательстве» (прилагается).

2. Направить указанный модельный закон в парламенты государств – участников Межпарламентской Ассамблеи СНГ и рекомендовать для использования в национальном законодательстве.

Председатель Совета Ассамблеи

В. И. Матвиенко

ПРИЛОЖЕНИЕ к постановлению МПА СНГ от 25 ноября 2016 года № 45-6

Межпарламентская Ассамблея государств – участников Содружества Независимых Государств
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ТРЕТЕЙСКИХ СУДАХ И ТРЕТЕЙСКОМ РАЗБИРАТЕЛЬСТВЕ»
РАЗДЕЛ I. Общие положения. Основные институты третейского разбирательства
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель, сфера применения настоящего Закона

1. Настоящий Закон регулирует порядок образования и деятельности третейских судов, в том числе международных, находящихся и действующих на территории государства.

2. Третейский суд является международным, если:

а) коммерческое предприятие (или коммерческие предприятия) хотя бы одной из сторон третейского соглашения, состоящих в гражданско-правовых отношениях, возникающих при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических отношений, в момент его заключения находится (находятся) за границей;

б) спор, подлежащий разрешению, возник между иностранными организациями или международными объединениями и организациями, созданными на территории государства, или их участниками;

в) место нахождения третейского суда, если оно определено в третейском соглашении, или место, где должна быть исполнена значительная часть обязательств, вытекающих из торговых отношений, либо с которым наиболее тесно связан предмет спора, находится за пределами государства, в котором стороны третейского соглашения имеют свои коммерческие предприятия;

г) стороны третейского соглашения прямо договорились о том, что предмет третейского соглашения связан более чем с одной страной.

3. Для целей пункта 2 настоящей статьи:

а) если сторона третейского соглашения имеет более одного коммерческого предприятия, коммерческим предприятием считается то, которое имеет наибольшее отношение к третейскому соглашению;

б) если сторона третейского соглашения не имеет коммерческого предприятия, принимается во внимание ее постоянное местонахождение (местожительство).

4. Положения настоящего Закона распространяются как на постоянно действующий третейский суд, так и на третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора (ad hoc).

5. В третейский суд по соглашению сторон может быть передан спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено законодательством государства.


Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

компетентный суд – государственный суд государства либо суд иностранного государства;

правила третейского разбирательства – нормы, регулирующие порядок разрешения спора в третейском суде, содержащиеся в уставах, положениях, регламентах и утвержденные организацией, образовавшей постоянно действующий третейский суд, либо установленные сторонами третейского разбирательства;

применимое право – совокупность правовых норм государства, которые по указанию сторон третейского соглашения, а при отсутствии такого указания – в соответствии с законодательством государства, применимы к спору, разрешаемому в третейском суде;

стороны третейского разбирательства – лица, которые на основании заключенного между ними третейского соглашения предъявили в третейский суд требование в защиту своих прав и интересов и к которым предъявлено данное требование;

третейский суд – единоличный третейский судья или состав третейских судей, разрешающий споры, вытекающие из гражданско-правовых отношений, на основании заключенного между сторонами спора третейского соглашения.

Третейский суд может действовать на постоянной основе, а также создаваться для разрешения конкретного спора (ad hoc);

третейский судья – физическое лицо, избранное сторонами третейского разбирательства или назначенное в согласованном ими порядке для разрешения спора в третейском суде;

третейское разбирательство – процедура разрешения спора в третейском суде и принятие решения третейским судом;

третейское соглашение – заключенное в виде условия (третейской оговорки) в договоре или в виде отдельного документа независимое от основного договора соглашение сторон о передаче в третейский суд всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением, независимо от того, носит оно договорный характер или нет.


Статья 3. Законодательство о третейских судах

Законодательство о третейских судах составляют нормативные правовые акты государства, устанавливающие порядок образования и деятельности третейских судов, а также международные договоры в области третейского разбирательства, участниками которых является государство.


Статья 4. Порядок образования и ликвидации (прекращения деятельности) третейских судов

1. Постоянно действующие третейские суды образуются (учреждаются) лицами, имеющими право учреждать третейские суды в соответствии с законодательством государства.

2. Учредителями постоянно действующих третейских судов не могут быть органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, государственные корпорации, государственные компании, политические партии, адвокатские и нотариальные палаты.

3. Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда учредитель:

а) принял решение об образовании постоянно действующего третейского суда;

б) утвердил положение о постоянно действующем третейском суде;

в) утвердил список третейских судей.

4. Учредитель постоянно действующего третейского суда направляет в определенный государством компетентный суд копии документов, указанные в пункте 3 настоящей статьи.

5. Постоянно действующий третейский суд считается прекратившим свою деятельность, когда учредитель принял решение о его ликвидации и направил копию документа об этом в определенный государством компетентный суд либо имеется вступившее в законную силу решение суда о незаконности создания третейского суда.

6. Порядок образования и прекращения деятельности третейского суда для разрешения конкретного спора (ad hoc)определяется по соглашению сторон третейского разбирательства. Этот порядок не может противоречить принципам формирования состава третейского суда, установленным законодательством государства.


Статья 5. Принципы и порядок деятельности третейских судов

1. Разрешение споров третейским судом осуществляется на основе принципов законности, конфиденциальности, независимости и беспристрастности третейских судей, диспозитивности, состязательности и равноправия сторон.

2. Правила третейского разбирательства определяются в соответствии со статьей 29 настоящего Закона.


Статья 6. Нормы права, применяемые третейским судом

1. Третейский суд разрешает споры на основании законодательства государства, условий договора, заключенного между сторонами третейского разбирательства, и норм обычного права.

Если международным договором государства установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве государства, то применяются правила международного договора государства.

2. Если отношения сторон третейского разбирательства прямо не урегулированы нормами права или соглашением сторон и отсутствует применимый к этим отношениям обычай, то третейский суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор, исходя из общих принципов права, подлежащего применению в конкретном деле.

3. В тех случаях, когда в соответствии с правом государства стороны могут избрать в качестве применимого для регулирования отношений между ними иностранное право, третейский суд разрешает спор в соответствии с нормами права, которое стороны избрали в качестве применимого, а при отсутствии такого указания – в соответствии с нормами материального права, определенного третейским судом в соответствии с коллизионными нормами, которые он считает применимыми. Любое указание на применяемое третейским судом право должно толковаться как непосредственно отсылающее к материальному праву соответствующего государства, а не к его коллизионным нормам.


Статья 7. Право на обращение в третейский суд

1. Спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения.

2. Третейское соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением.

3. Третейское соглашение о разрешении спора по договору, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения), действительно, если такое соглашение заключено после возникновения оснований для предъявления иска и если иное не предусмотрено законом.

4. Гражданско-правовой спор, рассматриваемый в государственном суде, может быть передан сторонами третейского соглашения на рассмотрение третейского суда в любой момент до принятия государственным судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение спора по существу, если иное не установлено законодательством государства.


Статья 8. Процессуальное взаимодействие третейского суда с государственным судом в процессе осуществления своей деятельности

1. Вмешательство государственных судов и иных органов, в том числе негосударственных, в деятельность третейских судов не допускается.

2. В случаях и порядке, установленных законодательством государства, допускается процессуальное взаимодействие третейского суда с государственным судом.

3. Третейский суд, выявивший в процессе своей деятельности необходимость осуществления функций, исполнение которых может быть обеспечено только правом государственного принуждения (принятие и применение обеспечительных мер, сбор и сохранение доказательств, принудительное исполнение решений), которым он не обладает, может обратиться за содействием в выполнении этих функций к компетентному суду.

4. Государственный суд может осуществлять процессуальные действия в отношении деятельности третейского суда только по вопросам его компетенции, а также в случае необходимости принудительного исполнения или отмены решения третейского суда.

ГЛАВА 2. ТРЕТЕЙСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Статья 9. Вид, форма и содержание третейского соглашения

1. Третейское соглашение заключается в письменной форме.

Требование о заключении третейского соглашения в письменной форме считается соблюденным, если третейское соглашение содержится в подписанном сторонами документе или заключено путем обмена письмами, сообщениями по электронной почте, телеграфу, телексу, телефаксу либо с использованием других средств электронной или иной связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения, а также путем обмена исковым заявлением и отзывом на иск, в которых одна из сторон утверждает о наличии соглашения, а другая сторона против этого не возражает.

2. Ссылка в договоре на документ, содержащий третейскую оговорку, является третейским соглашением, если договор заключен в письменной форме и данная ссылка делает упомянутую оговорку частью договора.

3. Третейское соглашение должно содержать явное намерение и указание заключивших его лиц на передачу споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением, на разрешение третейского суда с определением вида третейского суда (постоянно действующий третейский суд или ad hoc), a также указанием на конкретный постоянно действующий третейский суд либо на то, что стороны самостоятельно создадут третейский суд в определенном соглашением порядке.

4. При несоблюдении требований, указанных в пунктах 1-3 настоящей статьи, третейское соглашение является незаключенным.

5. Третейское соглашение может также содержать иные условия, не влияющие на признание его действительным, но имеющие значение для сторон спора (например, число третейских судей, требования к их квалификации, язык производства, право, применимое к существу спора и третейскому соглашению, правила процедуры, оговорка об исключении возможности оспаривания третейского решения и др.).

6. При передаче спора в постоянно действующий третейский суд правила этого третейского суда рассматриваются в качестве неотъемлемой части третейского соглашения, если соглашением сторон не предусмотрено иное.


Статья 10. Независимость третейского соглашения

В случае оспаривания действительности договора, содержащего в себе третейскую оговорку, данная оговорка является независимой от оспариваемого договора.


Статья 11. Третейское соглашение и обращение в государственный суд по существу спора

1. Государственный суд, в который подан иск по вопросу, являющемуся предметом третейского соглашения, по заявлению ответчика, поступившему не позднее его первого заявления по существу спора, должен направить стороны в третейский суд, если не установит, что третейское соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено.

2. В случае предъявления иска, указанного в пункте 1 настоящей статьи, третейское разбирательство может быть начато или продолжено, и третейское решение вынесено, пока вопрос о подсудности ожидает разрешения в государственном суде.

3. Третейское соглашение может быть признано недействительным по основаниям для признания сделок недействительными.


Статья 12. Обязательность третейского соглашения

1. Третейское соглашение является обязательным для заключивших его сторон.

2. Третейское соглашение может быть расторгнуто сторонами только по взаимному согласию.

ГЛАВА 3. СОСТАВ ТРЕТЕЙСКОГО СУДА

Статья 13. Требования, предъявляемые к третейским судьям

1. Третейским судьей избирается (назначается) физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи.

2. Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда.

3. Требования, предъявляемые к квалификации третейского судьи, могут быть согласованы сторонами непосредственно или определены правилами третейского разбирательства.

4. Третейским судьей не может быть физическое лицо:

– не обладающее полной дееспособностью либо состоящее под опекой или попечительством, а также имеющее судимость;

– полномочия которого в качестве судьи государственного суда, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора, другого работника правоохранительных органов были прекращены в установленном законом порядке за совершение проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью;

– которое в соответствии с его должностным статусом, определенным законодательством государства, не может быть избрано (назначено) третейским судьей.

5. Физическое лицо не может быть лишено возможности выступать в качестве третейского судьи по причине его гражданства, если стороны не договорились об ином.

6. Третейский судья не вправе разглашать ставшие ему известными в ходе третейского разбирательства сведения о личности (персональных данных) участников рассматриваемого спора, разглашение которых запрещено законодательством государства.


Статья 14. Порядок формирования состава третейского суда

1. Количество третейских судей определяется сторонами либо правилами постоянно действующего третейского суда.

2. Если стороны не договорились об ином либо правилами постоянно действующего третейского суда количество разрешающих конкретный спор третейских судей не определено, то избираются (назначаются) три третейских судьи.

3. Формирование состава третейского суда производится путем избрания (назначения) третейских судей (третейского судьи).

4. В постоянно действующем третейском суде формирование состава третейского суда производится в порядке, установленном правилами постоянно действующего третейского суда.

5. В третейском суде для разрешения конкретного спора формирование состава третейского суда производится в порядке, согласованном сторонами.

6. Если стороны не согласовали порядок формирования состава третейского суда либо такое соглашение по каким-то причинам невозможно выполнить, формирование состава третейского суда для разрешения конкретного спора производится в следующем порядке:

а) при формировании состава третейского суда, состоящего из трех третейских судей, каждая сторона избирает одного третейского судью, а два избранных таким образом третейских судьи избирают третьего третейского судью. Если одна из сторон не избирает одного третейского судью в течение 30 дней после получения просьбы об этом от другой стороны либо два избранных сторонами третейских судьи в течение 30 дней после их избрания не избирают третьего третейского судью, то по просьбе одной из сторон третейский судья назначается третьим лицом, определенным соглашением сторон, а в отсутствие такого – органом или лицом, определенным законодательством государства;

б) если спор подлежит разрешению третейским судьей единолично и после обращения одной стороны к другой с предложением об избрании третейского судьи стороны в течение 30 дней не избирают третейского судью, то по просьбе одной из сторон третейский судья назначается органом или лицом, определенным законодательством государства.


Статья 15. Прекращение полномочий третейского судьи

Полномочия третейского судьи могут быть прекращены в связи с самоотводом или отводом третейского судьи в случае его неспособности выполнять свои функции в течение длительного времени (периода), а также по соглашению сторон.


Статья 16. Основания для отвода (самоотвода) третейского судьи

1. Отвод третейскому судье может быть заявлен только в случае, если существуют обстоятельства, вызывающие обоснованные сомнения относительно его беспристрастности и независимости, либо если он не соответствует предусмотренным статьей 13 настоящего Закона требованиям, предъявляемым к третейским судьям, либо иным требованиям, предусмотренным соглашением сторон.

2. Сторона может заявить отвод третейскому судье, которого она назначила или в назначении которого она участвовала, лишь по причинам, которые стали ей известны после его назначения.

3. Третейский судья обязан незамедлительно заявить самоотвод при наличии или возникновении обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также вправе заявить самоотвод без указания причин.


Статья 17. Порядок отвода третейского судьи

1. В постоянно действующем третейском суде процедура отвода третейского судьи может быть определена правилами данного третейского суда.

2. В третейском суде для разрешения конкретного спора процедура отвода третейского судьи может быть согласована сторонами.

3. Если процедура отвода третейского судьи не согласована сторонами или не определена правилами постоянно действующего третейского суда, то сторона, желающая заявить отвод третейскому судье, должна подать третейскому суду письменное мотивированное заявление об отводе соответствующего третейского судьи в течение 15 дней после того, как стороне стало известно о том, что состав третейского суда сформирован и есть основания для отвода третейского судьи.

4. Если третейский судья, которому заявлен отвод, или другая сторона не согласны с заявленным третейскому судье отводом, то вопрос об отводе третейского судьи разрешается другими третейскими судьями, входящими в состав третейского суда, рассматривающего данный спор, в течение 15 дней с момента получения письменного мотивированного заявления стороны, если иной порядок рассмотрения заявления об отводе не предусмотрен правилами постоянно действующего третейского суда или соглашением сторон.

5. Вопрос об отводе третейского судьи, разрешающего спор единолично, разрешается этим третейским судьей, если иной порядок не предусмотрен соглашением сторон или правилами постоянно действующего третейского суда.

6. Вопрос об отводе, заявленный всему составу третейского суда, решает данный состав.


Статья 18. Замена (назначение нового) третейского судьи

В случае прекращения полномочий третейского судьи другой третейский судья избирается (назначается) в соответствии с правилами, которые применялись при избрании (назначении) заменяемого третейского судьи.

ГЛАВА 4. КОМПЕТЕНЦИЯ ТРЕТЕЙСКОГО СУДА

Статья 19. Решение вопроса о компетенции третейского суда

1. Третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии либо отсутствии у него компетенции на рассмотрение переданного на его разрешение спора, в том числе тогда, когда одна из сторон возражает против третейского разбирательства по мотиву отсутствия или недействительности третейского соглашения.

Вывод третейского суда о том, что содержащий третейскую оговорку договор недействителен (ничтожен), не влечет за собой недействительность третейской оговорки.

2. Сторона вправе заявить об отсутствии у третейского суда компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор до представления ею первого заявления по существу спора. Назначение или участие в назначении третейского судьи не лишает сторону права сделать такое заявление.

Сторона вправе заявить о превышении третейским судом своей компетенции, как только вопрос, который, по мнению стороны, выходит за эти пределы, будет поставлен в ходе третейского разбирательства.

Третейский суд может в любом из указанных случаев принять заявление, сделанное позднее, если сочтет задержку оправданной.

3. Третейский суд может вынести определение по заявлению об отсутствии у него компетенции либо о превышении им своей компетенции до вынесения решения по существу спора (как по вопросу предварительного характера) либо непосредственно в решении по существу спора.

В случае вынесения третейским судом определения об отсутствии у него компетенции либо о превышении им своей компетенции до вынесения решения по существу спора (как по вопросу предварительного характера) рассмотрение третейским судом спора по существу прекращается.

Если третейский суд до вынесения решения по существу спора вынесет определение, что обладает компетенцией, любая сторона в течение 30 дней после получения уведомления об этом определении может просить компетентный государственный суд принять решение о наличии компетенции у третейского суда на рассмотрение конкретного спора. Данное решение обжалованию не подлежит.

Рассмотрение данного вопроса компетентным государственным судом не является основанием для приостановления или прекращения третейского разбирательства, и третейский суд может продолжить рассмотрение дела и вынести третейское решение.


Статья 20. Полномочия третейского суда в вопросе принятия обеспечительных мер

1. Если соглашением сторон не предусмотрено иное, третейский суд по ходатайству любой стороны может распорядиться о принятии какой-либо стороной таких обеспечительных мер, которые он считает необходимыми.

2. Незамедлительно после вынесения определения о применении обеспечительной меры третейский суд уведомляет стороны о заявленном ходатайстве о применении обеспечительной меры и вынесении определения о применении данной меры, одновременно предоставляя стороне, в отношении которой принимается данное определение, возможность изложить свою позицию, и незамедлительно принимает решение по любому возражению этой стороны против вынесения определения о применении обеспечительной меры.

3. Третейский суд может изменить, приостановить или отменить предписанную им обеспечительную меру по заявлению любой из сторон или, в исключительных случаях и после предварительного уведомления сторон, по собственной инициативе.

4. Сторона, ходатайствующая о применении обеспечительной меры, несет ответственность за причиненные ими любой стороне издержки и убытки, если третейский суд установит, что применение данной меры было излишним.

Третейский суд может потребовать от любой стороны предоставить надлежащее обеспечение в связи с обеспечительной мерой и присудить возмещение издержек и убытков в любой момент разбирательства.

5. Вынесенная третейским судом обеспечительная мера имеет обязательную силу для сторон спора и может быть исполнена ими в добровольном порядке либо в принудительном порядке путем обращения к компетентному суду в порядке, предусмотренном процессуальным законом государства.

Признание и приведение в исполнение определения третейского суда о применении обеспечительной меры посредством обращения к компетентному суду возможно в случае отказа или уклонения стороны, против которой вынесено решение о применении обеспечительной меры, от добровольного исполнения предписания третейского суда.

6. Ходатайство о применении обеспечительной меры может быть также подано стороной в компетентный государственный суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством государства. Обращение стороны в компетентный государственный суд с заявлением об обеспечении иска и принятие этим судом обеспечительной меры не могут рассматриваться как несовместимые с соглашением о передаче спора в третейский суд или как отказ от такого соглашения.

Сторона, ходатайствующая о применении обеспечительной меры путем обращения в компетентный государственный суд, должна уведомить об этом третейский суд.

ГЛАВА 5. РАСХОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С ТРЕТЕЙСКИМ РАЗБИРАТЕЛЬСТВОМ

Статья 21. Состав расходов, связанных с третейским разбирательством

1. Расходы, связанные с третейским разбирательством, включают:

а) гонорары третейских судей;

б) расходы на организационное, материальное и иное обеспечение третейского разбирательства: расходы третейских судей в связи с участием в третейском разбирательстве (путевые расходы, проживание, осмотр и исследование доказательств на месте их происхождения и др.), а также суммы, подлежащие выплате экспертам и переводчикам, расходы свидетелей;

в) расходы, понесенные стороной, в том числе на оплату услуг представителя, в пользу которой состоялось решение третейского суда.

2. За толкование, исправление или дополнение решения третейский суд вправе взимать издержки, о которых говорится в подпунктах «б» и «в» пункта 1 настоящей статьи, но не может устанавливать какие-либо дополнительные гонорары.

3. Если правилами постоянно действующего третейского суда не определено, что стороны несут расходы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, то такие расходы включатся в состав расходов постоянно действующего третейского суда (третейский сбор).

4. Размер гонорара третейских судей определяется с учетом цены иска, сложности спора, времени, затраченного третейскими судьями на третейское разбирательство, и любых других относящихся к делу обстоятельств. Третейский суд при определении гонорара третейских судей может использовать конкретный метод расчетов либо шкалу гонораров третейских судей, о чем стороны должны быть уведомлены незамедлительно после образования третейского суда.

5. В постоянно действующем третейском суде размер гонорара третейских судей определяется в соответствии со шкалой гонораров третейских судей, предусмотренной правилами постоянно действующего третейского суда, а при отсутствии таковой – с учетом требований пункта 4 настоящей статьи.

6. В третейском суде для разрешения конкретного спора размер гонорара третейских судей определяется третейским судом для разрешения конкретного спора с учетом требований пункта 4 настоящей статьи.


Статья 22. Распределение расходов, связанных с третейским разбирательством

1. Распределение расходов, связанных с третейским разбирательством, между сторонами производится третейским судом пропорционально удовлетворенным и отклоненным требованиям, если иное не определено соглашением сторон.

2. Расходы на оплату услуг представителя стороной, в пользу которой вынесено решение третейского суда, а также иные расходы, понесенные этой стороной в связи с третейским разбирательством, по решению третейского суда могут быть отнесены на другую сторону, если требование о возмещении понесенных расходов было заявлено в ходе третейского разбирательства и удовлетворено третейским судом. Третейский суд может распределить связанные с третейским разбирательством расходы между сторонами, если сочтет такое распределение разумным с учетом обстоятельств дела.

ГЛАВА 6. УЧАСТНИКИ ТРЕТЕЙСКОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА

Статья 23. Лица, участвующие в третейском разбирательстве

1. В третейском разбирательстве участвуют заключившие третейское соглашение стороны спора и (или) их должным образом уполномоченные представители.

2. К участию в третейском разбирательстве в случае необходимости по ходатайству сторон или инициативе третейского суда и с согласия сторон могут быть привлечены третьи лица, эксперты, переводчики, свидетели. Порядок их привлечения и участия в третейском разбирательстве регулируется правилами третейского разбирательства или определяются в соответствии с аналогичными нормами процессуального законодательства государства.

3. Третьи лица – лица, не являющиеся стороной третейского соглашения, но чьи интересы могут быть затронуты решением третейского суда.

4. Экспертом является лицо, обладающее специальными знаниями по вопросам, касающимся разрешаемого третейским судом спора.

5. Переводчиком является лицо, которое свободно владеет языком, знание которого необходимо для перевода в процессе осуществления третейского разбирательства, и привлечено стороной либо третейским судом с согласия сторон к участию в третейском разбирательстве.

6. Свидетелем является лицо, располагающее сведениями о фактических обстоятельствах, имеющих значение для разрешения спора.


Статья 24. Права и обязанности лиц, участвующих в третейском разбирательстве

1. Лица, участвующие в третейском разбирательстве, имеют право:

– знакомиться с материалами дела, делать выписки, снимать копии или просить третейский суд о предоставлении им таких копий;

– заявлять отводы;

– представлять доказательства, знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в третейском разбирательстве, а также участвовать в исследовании доказательств;

– задавать вопросы другим лицам, участвующим в третейском разбирательстве;

– давать пояснения третейскому суду в устной и письменной форме, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе третейского разбирательства вопросам;

– заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств и применении обеспечительных мер;

– знакомиться с ходатайствами, заявленными другими лицами, участвующими в третейском разбирательстве, возражать против ходатайств и доводов этих лиц;

– знать о принятых третейским судом актах и получать их копии, знакомиться с протоколом заседания третейского суда и подавать на него свои замечания;

– пользоваться иными правами, предоставленными им законодательством государства и (или) правилами третейского разбирательства.

2. Лица, участвующие в третейском разбирательстве, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им правами.

3. Под злоупотреблением правами лицом, участвующим в третейском разбирательстве, понимается осуществление принадлежащих ему прав исключительно с целью затягивания третейского разбирательства, увеличения расходов иных лиц, участвующих в третейском разбирательстве, либо с иной целью, противоречащей принципу добросовестности осуществления гражданских прав.

4. Лица, участвующие в третейском разбирательстве, исполняют обязанности, предусмотренные настоящим Законом и правилами третейского разбирательства.


Статья 25. Представительство

1. Стороны третейского разбирательства вправе вести свои дела в третейском суде лично или через представителей. Ведение дела лично не лишает стороны права иметь представителей.

2. Полномочия представителей должны быть выражены в доверенности или ином документе, оформленном и выданном в соответствии с законодательством или международным договором государства.

3. Представителями в третейском су

Поделиться новостью в социальной сети: