Контакты
                                                                                                
       
   
 
 
 
   Сегодня: вторник, 3 декабря 2024 г.

 

ЭЛЕКТРОННАЯ приемная 

В этом разделе можно направить документы в электронном виде.

 

АРБИТРАЖ

  • Быстрое рассмотрение исков

    Иски рассматриваются до 1 месяца. По Закону, Решение судьи TAI сразу вступает в законную силу. Отменить Решение можно в госсуде, только по причине отсутствия полномочий

  • Государственное исполнение Решений

    На Решения суда TAI выдается Гос. Исполнительный лист в любой стране, который исполняется Гос. Судебными приставами в этих странах.

  • Судьи опытные и независимые

    Требования к Судьям – высшее юридическое образование и навыками в различных профессиях.
    Судью могут выбирать сами стороны, обеспечивая независимость процесса.

  • Помощь в подготовке документов

    Стороны бесплатно консультируются по процессуальным вопросам при подготовке искового заявления, отзыва, мирового соглашения и др.

  • Региональная доступность

    Региональные и иностранные участники могут заседать в суде по видеосвязи

  • Финансовая экономия

    Не требуются расходы на суды. Неустойки, штрафы и судебные расходы взыскиваются в полном объеме

  • 23-х летняя репутация

    Тайский арбитражный институт (TAI) основан в 1990 году Министерством юстиции Таиланда

25.05.2017

Онлайн-интервью с А. В. Кравцовым, юристом, общественным деятелем, президентом Союза учредителей третейских судов

В чем суть третейских судов, какова сила принятых ими решений, кто может претендовать на должность третейского судьи и как построить карьеру в сфере коммерческого арбитража, мы узнали у Алексея Владимировича Кравцова, юриста, общественного деятеля, президента Союза учредителей третейских судов. 

КонсультантПлюс: Алексей Владимирович, на ваш взгляд, каковы преимущества коммерческого арбитража перед традиционным правосудием? Для каких категорий дел особенно актуально третейское разбирательство? 

А.В. Кравцов: Основное преимущество - это скорость. В третейском суде дело рассматривается в течение одного судебного заседания. Отложить и перенести заседание можно только в исключительных случаях. Обязательная претензионная форма, которая установлена для судов государственных, на третейские суды не распространяется, если только стороны договора не предусмотрели его в договоре. Госсуд на процедуру решения спора в претензионном порядке отводит месяц.

После заседания третейский судья оглашает судебное решение, и оно, согласно закону, сразу вступает в силу и не подлежит оспариванию по существу спора. Решение третейского суда подлежит исполнению в добровольном порядке, и только в случае неисполнения решения уже на следующий день после процесса в третейском суде можно обратиться в государственный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа. Если проигравшая сторона ведет себя недобросовестно и добровольно решение не исполняет.

Если говорить о сроках, то рассмотрение заявления о выдаче исполнительного листа занимает до 30 дней. После этого взыскатель передает исполлист в ФССП. Наш суд берет на себя функцию получения исполлиста и работает с приставами. Почему назрела необходимость обеспечивать исполняемость решений суда?

На моих глазах много компаний-клиентов, кто в разное время обращался в АТСМ, сворачивали деятельность, оказавшись банкротом, или самоликвидировались. При общении выяснялось, что в компании не была отлажена работа с судебными приставами. Юристы этих компаний работали только в судах и были ориентированы только на получение судебного решения. Но надо помнить, что суды деньги не возвращают. Долги возвращают судебные приставы, после ряда действий разыскного характера. Если искать средства и имущество должника никто не будет, то и о возврате долга можно забыть.

Необходимо постоянно контролировать процесс исполнительного производства, работать с приставом в одной связке. К сожалению, большинство юристов имеет очень смутное представление о том, что собой представляют судебные приставы, как с ними работать, какие действия можно предпринимать в отношении пристава или вместе с ним.

Наладить эту работу можно либо силами суда, либо через обучение сотрудников взыскателя работе с ФССП. Процесс это небыстрый, но, как говорится, дорогу осилит идущий. Тогда работа судебной системы будет действительно актуальной: не только вынести судебное решение, которое останется неисполненным, а фактически взыскать присужденное. В противном случае грош цена всей судебной системе. Вот и пришлось взять на себя функцию объединения судебной и исполнительной работы в единый процесс.

КонсультантПлюс: Расскажите, как давно работает Арбитражный третейский суд города Москвы? Какие споры он рассматривает, и насколько обширна судебная практика АТСМ?

А.В. Кравцов: Суд был учрежден в 2010 г. Споры, которые он разрешает, можно условно поделить на три основных направления - это правовые конфликты в финансово-кредитной сфере, в промышленно-строительной сфере и в области закупок.

В третейском суде можно рассматривать иски от юридических лиц к юридическим лицам, от юрлиц к физическим лицам и между физлицами. Рассматриваются практически все гражданско-правовые споры, что есть в ГК РФ. В финансово-кредитной сфере исковые заявления в основном подают банки к заемщикам, поручителям, залогодателям. Также подаются иски по договорам банковской гарантии в порядке регрессного требования после исполнения банком, как гаранта сделки обязательств.

Много исков в лизинговой сфере. В основном от лизингодателей к лизингополучателям о возврате предмета лизинга и о взыскании задолженности. Можно выделить, так как объем исков значителен, споры, вытекающие из факторинговых сделок, инвестиционных контрактов.

В промышленно-строительной сфере преобладают иски в сфере подряда. От заказчика к подрядчику за нарушение сроков и по качеству работ. От подрядчика к заказчикам за нарушение сроков оплаты выполненных работ. Большую долю занимают споры о взыскании задолженности по договорам поставки. Это относится к фирмам, дистрибьюторским организациям.

В сфере госзакупок по спорам, вытекающим из госконтрактов, в соответствии с разъяснением Верховного суда, госзакзачикам запретили включать третейские оговорки в государственные контракты, и эта категория исков отошла к компетенции госсудов.

Так что сегодня иски по госконтрактам в третейских судах не рассматриваются. Однако существует еще второй закон ФЗ №223, который регулирует процесс закупки по не государственным контрактам для муниципальных нужд. Эта категория дел для рассмотрения в третейском суде не запрещена, и иски, стороной в которых выступают ФГУПы и МУПы, есть. В процентном соотношении от общего объема исковых заявлений финансово-кредитная и промышленно-строительная сферы занимают по 45%, сфера закупок порядка 10%.

В год суд рассматривает примерно 1,5-2 тысячи третейских дел. 30% выигравших сторон обращаются в АТСМ за содействием в получении исполнительного листа по своему делу в госсуде. Как я говорил, это основное, что отличает АТСМ от других третейских судов: обеспечение получения исполнительного листа на собственные решения и сопровождение процесса его исполнения в рамках исполнительного производства в ФССП. Услуги оказываются бесплатно. Цель - решить основную задачу судебно-исполнительной системы: рассмотреть спор и обеспечить выполнение предписаний суда.

КонсультантПлюс: В 2016 г. в России прошла большая реформа третейских судов. Как отразилось принятие Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ" на работе вашего суда? У него стало больше полномочий?

А.В. Кравцов: Реформа третейских судов еще не закончилась. По большому счету, она только стартовала в 2016 г., а в активную фазу вступила в 2017, когда третейским судам обозначили дату начала сбора документов для получения лицензии Правительства РФ, дающей право на администрирование третейского разбирательства.

До начала реформы в России существовало около 1,5 тысяч третейских судов. Как показал мониторинг Союза третейских судов, только 134 третейских суда имеют официальный сайт. Думаю, что эта цифра более точно отображает реальное количество действующих третейских судов.

Из них более 70 третейских судов входят в состав Союза третейских судов. По нашим данным, на 16 мая заявки на получение лицензии подали 12 членов профессионального сообщества. Из них два получили, а всем остальным документы вернули на доработку. Не скрою, что к документам нашего суда тоже были замечания. Сейчас они устраняются, и пакет документов будет направлен в Минюст повторно. Единственный третейский суд, которому не надо получать спецразрешение, - это третейский суд при ТПП РФ.

Конкретно на работе нашего суда изменения сильно не отразились. Единственное, чего стало больше, так это обращений обеспокоенных представителей бизнеса, которые раздосадованы тем, что процесс третейской реформы получает в СМИ не столь широкое освещение. Да и на сайтах госорганов тоже. Беспокоятся о том, что будет дальше с этой системой. Мы стали больше времени уделять консультациям и дополнительным разъяснениям хода реформы.

Что касается полномочий третейских судов, то новым законом было введено больше обязанностей, чем прав. Положительным стало уравнивание срока выдачи исполнительного листа на решение третейского суда госсудами. Раньше у арбитражных судов был один срок - 3 месяца, у судов общей юрисдикции другой срок - 1 месяц. Теперь и те, и те должны выдать исполлист на решение третейского суда не позднее чем через месяц.

Также теперь исполлист на решение третейского суда можно получить не только по месту нахождения ответчика, но и по месту нахождения самого суда. В принципе, на этом расширение полномочий третейских судов и заканчивается, если говорить о чем-то серьезном. Остальные нововведения носят характер косметический и серьезно на улучшении работы третейской системы в целом не отразились.

Основная цель закона была ввести государственную разрешительную систему в сфере деятельности третейских судов. Законодательно установлено, что третейский суд должен получить специальное разрешение Правительства РФ. Документы для Правительства собирает Министерство юстиции РФ. Ведомство проверят полноту документов, комплектность, правильность оформления, достоверность и передает для принятия решения о рекомендации выдачи лицензии в специально созданный совет при Минюсте - Совет по совершенствованию третейского разбирательства. В него входят юристы, представители бизнеса и представители Минюста.

До конца 2017 г. все третейские суды могут работать в штатном режиме. Суды, которые не планируют получать разрешение Правительства РФ, наделены правом передать полномочия в порядке правопреемства третейским судам, которые претендуют на получение лицензии.

Ну а если ни того ни другого сделано не будет, то по окончании 2017 г. третейские суды, не получившие разрешение, не смогут разрешать коммерческие споры в порядке третейского судопроизводства.

Однако останется такая форма третейского разбирательства, как суд "Ad hoc". Эта форма предусматривает возможность сторонами спора создать или обратиться в любое объединение, коммерческое или НКО, для проведения конкретного разбирательства по конкретному спору. Часть третейских судов, которые сегодня сомневаются в перспективе получения лицензии, делают ставку на эту модель предоставления бизнесу полноценной возможности рассматривать споры.

КонсультантПлюс: Поясните, в чем главное отличие арбитража (третейского разбирательства) от досудебного примирения сторон с помощью процедуры медиации? Или, например, института судебных примирителей, который в будущем может появиться в нашей стране?

А.В. Кравцов: Основное отличие этих двух способов разрешения споров в том, что решение третейского суда подлежит принудительному исполнению, а решение медиатора - нет. Это и есть основное отличие. И только из-за него система медиации в нашей стране не развита. По моему мнению, она и не будет развиваться. У нас, увы, не ставится во главу угла добровольное исполнение решений суда и тем более медиатора. Я член Общественного совета при ФССП и могу сказать на основании статистики ведомства за 2016 г., что только 1,8% решений российских судов было исполнено в добровольном порядке. Все остальное - принуждение в виде списания денег со счетов, запрета на вылет за рубеж и так далее.

Надо отметить, это существенно, что институт медиации пришел к нам с Запада, был скопирован. Медиаторы в Европе - это норма, и решения медиаторов чаще всего исполняются добровольно. Хочу сказать, что, к примеру, в Италии зарегистрировано более 600 медиаторов, и солидная доля коммерческих споров ложится на их плечи.

У нас, на мой взгляд, медиация - преждевременное явление. Кто такой медиатор? Это юрист-психолог. Одна спорящая сторона приглашает к нему оппонента, чтобы он посадил их и сказал: "Мирись-мирись и больше не дерись". Это решение может быть исполнено только добровольно. Соответственно, на следующий день одна из сторон примирения может спокойно отказаться от условий его исполнения, и ничего ей за это не будет. Действительность констатирует нежизнеспособность института медиации в России. Есть примеры, когда медиаторы укрепляют свои решения соглашениями, где прописывают, что если решение медиатора будет не исполнено, то одна из сторон вправе обратиться в третейский суд, а его решение уже подлежит принудительному исполнению.

КонсультантПлюс: Каковы сроки рассмотрения дел в коммерческом арбитраже? Как выбирается место для судебного разбирательства? Какую силу имеют решения третейского суда?

А.В. Кравцов: Срок рассмотрения 14-16 дней со дня подачи иска. Почему так быстро? Потому что третейский суд уведомляет стороны экспресс-почтой. В соответствии с законом место выбирается исходя из пожеланий сторон. Обычно у третейского суда есть офис, где проходит судебное заседание. В отличие от госсуда иски рассматриваются не по месту нахождения ответчика, стороны по делу, а по месту проведения третейского разбирательства. Истец и ответчик приезжают туда, где находится третейский суд.

Очень активно применяется сегодня способ проведения судебного разбирательства в режиме видеоконференцсвязи. При этом участник третейского разбирательства может принять участие в процессе, находясь в любой точке земного шара. В отличие от госсуда, когда нужно ехать в другой государственный суд для удаленного участия в процессе с помощью видеоконференцсвязи.

Таким образом, решен территориальный вопрос, решен вопрос расходов на дорогу и проживание для участников третейского разбирательства из регионов России. Этих трат попросту нет.

Повторюсь, что сила решения третейского суда заключается в добровольном исполнении. Плюс к этому стороны могут договориться об окончательности решения третейского суда и прописать это непосредственно в своем договоре, в так называемом третейском соглашении. Оно обычно вносится в раздел "Порядок разрешения споров".

В текст третейской оговорки, которая указывает на конкретный третейский суд, куда стороны обратятся в случае возникновения спора, партнеры имеют право вписать, что решение третейского суда - окончательное. То есть не подлежит пересмотру. Это делает невозможным обжалование решения третейского суда. Если же фразы об окончательности решения третейского суда нет, то решение третейского суда можно оспорить в общем порядке в арбитражном суде или в суде общей юрисдикции.

КонсультантПлюс: Кто может претендовать на должность арбитра (третейского судьи)? Какие требования предъявляются к кандидатам? Нужны ли какие-то особые навыки, личные качества для работы в этой должности? пишет "Консультант +"

 

Поделиться новостью в социальной сети: