АРБИТРАЖ
Быстрое рассмотрение исков
Иски рассматриваются до 1 месяца. По Закону, Решение судьи TAI сразу вступает в законную силу. Отменить Решение можно в госсуде, только по причине отсутствия полномочий
Государственное исполнение Решений
На Решения суда TAI выдается Гос. Исполнительный лист в любой стране, который исполняется Гос. Судебными приставами в этих странах.
Судьи опытные и независимые
Требования к Судьям – высшее юридическое образование и навыками в различных профессиях.
Судью могут выбирать сами стороны, обеспечивая независимость процесса.Помощь в подготовке документов
Стороны бесплатно консультируются по процессуальным вопросам при подготовке искового заявления, отзыва, мирового соглашения и др.
Региональная доступность
Региональные и иностранные участники могут заседать в суде по видеосвязи
Финансовая экономия
Не требуются расходы на суды. Неустойки, штрафы и судебные расходы взыскиваются в полном объеме
23-х летняя репутация
Тайский арбитражный институт (TAI) основан в 1990 году Министерством юстиции Таиланда
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ АРБИТРАЖЕ (ТРЕТЕЙСКОМ РАЗБИРАТЕЛЬСТВЕ) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят
Государственной Думой
15 декабря 2015 года
Одобрен
Советом Федерации
25 декабря 2015 года
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует порядок образования и деятельности третейских судов и постоянно действующих арбитражных учреждений на территории Российской Федерации, а также арбитраж (третейское разбирательство).
В сравнении с действующим Законом, ч. 1 уточняет предмет применения Закона.
2. Положения статей 39 и 43, глав 9 - 12 настоящего Федерального закона применяются в отношении организации не только арбитража внутренних споров, но и международного коммерческого арбитража, местом которого является Российская Федерация.
Не отличается от действующей редакции Закона.
3. В арбитраж (третейское разбирательство) по соглашению сторон могут передаваться споры между сторонами гражданско-правовых отношений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Не отличается от действующей редакции Закона.
4. Федеральным законом могут устанавливаться ограничения на передачу отдельных категорий споров в арбитраж (третейское разбирательство).
Ч.4 констатирует имеющийся факт (подобные ограничения уже введены ФЗ-353 «О потребительском кредите» от 21.12.13 г. Они ограничивают право кредиторов передавать спор в третейский суд если третейское соглашение было заключено до заключения договора потребительского кредита. Такое право возникает у кредитора только при третейском соглашении, заключенном после возникновения спора.
5. Если настоящим Федеральным законом не предусмотрено иное, он распространяется как на арбитраж (третейское разбирательство), администрируемый постоянно действующим арбитражным учреждением, так и на арбитраж (третейское разбирательство), осуществляемый третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора.
Не отличается от действующей редакции Закона.
6. Порядок рассмотрения споров в области профессионального спорта и спорта высших достижений устанавливается федеральным законом.
Таким образом, статья 1 нового Закона, практически ни чем не отличается от действующего Закона.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) арбитр (третейский судья) - физическое лицо, избранное сторонами или избранное (назначенное) в согласованном сторонами или установленном федеральным законом порядке для разрешения спора третейским судом. Деятельность арбитров в рамках арбитража (третейского разбирательства) не является предпринимательской;
Не отличается от действующего Закона. За исключением уточнения правового статуса Третейского судьи при рассмотрении спора для целей налогообложения его деятельности. В данном статусе Третейский судья должен будет уплачивать только НДФЛ 13%, который будет удерживать из гонорара Арбитражное учреждение, в качестве налогового агента. Нового здесь ничего нет. Все Третейские суды сегодня так и оплачивают гонорары Третейским судьям.
2) арбитраж (третейское разбирательство) - процесс разрешения спора третейским судом и принятия решения третейским судом (арбитражного решения);
Не отличается от действующего Закона.
3) администрирование арбитража - выполнение постоянно действующим арбитражным учреждением функций по организационному обеспечению арбитража, в том числе по обеспечению процедур выбора, назначения или отвода арбитров, ведению делопроизводства, организации сбора и распределения арбитражных сборов, за исключением непосредственно функций третейского суда по разрешению спора;
Новое понятие, уточняет перечень действий по организации процесса третейского разбирательства.
4) арбитраж внутренних споров - арбитраж, не относящийся к международному коммерческому арбитражу;
Новое понятие, разделяющее подведомственность Третейских судов на территории Российской Федерации.
5) иностранное арбитражное учреждение - организация, созданная за пределами Российской Федерации и выполняющая на постоянной основе функции по администрированию арбитража вне зависимости от того, является ли она юридическим лицом или действует без образования самостоятельного юридического лица;
Новое понятие, отделяет российские Третейские суды от иностранных.
6) международный коммерческий арбитраж - арбитраж, к которому применяется Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 года N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже";
Новое понятие, разделяющее подведомственность Третейских судов на территории Российской Федерации.
7) компетентный суд - суд Российской Федерации, определенный в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации;
Данный пункт уточняет понятие Компетентный суд из действующего Закона, не меняя его смысла.
8) комитет по назначениям - коллегиальный орган в составе не менее пяти человек, создаваемый в постоянно действующем арбитражном учреждении, осуществляющий функции по назначению, отводу и прекращению полномочий арбитров и иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
Новое понятие, устанавливает новый орган в третейском разбирательстве, отвечающий за формирование состава Третейского суда.
9) постоянно действующее арбитражное учреждение - подразделение некоммерческой организации, выполняющее на постоянной основе функции по администрированию арбитража;
Новое понятие, дает название органу, организующему третейское разбирательство, и отделяет его от Третейских судей. В действующем Законе, этот орган и Третейские судьи – единое целое.
10) правила арбитража - правила, регулирующие арбитраж, в том числе администрируемый постоянно действующим арбитражным учреждением;
Не отличается от действующего Закона.
11) правила арбитража корпоративных споров - правила постоянно действующего арбитражного учреждения, регулирующие арбитраж споров, которые связаны с созданием юридического лица в Российской Федерации, управлением им или участием в юридическом лице и сторонами которых являются учредители, участники, члены (далее - участники) юридического лица и само юридическое лицо, включая споры по искам участников юридического лица в связи с правоотношениями юридического лица с третьим лицом в случае, если у участников юридического лица есть право на подачу таких исков в соответствии с федеральным законом (за исключением споров, предусмотренных пунктами 2 и 6 части 1 статьи 225.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации);
Новое понятие, устанавливает обязанность для Третейских судов иметь отдельные Правила (Регламент) для разрешения корпоративных споров, если Третейский суд такие споры захочет разрешать. На сегодня, действующий Закон устанавливает единые Правила (Регламент) для всех видов споров.
12) правила постоянно действующего арбитражного учреждения - уставы, положения, регламенты, содержащие в том числе правила арбитража и (или) правила выполнения постоянно действующим арбитражным учреждением отдельных функций по администрированию арбитража, осуществляемого третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора;
Не отличается от действующего Закона. За исключением появившегося права у сторон суда ад-хок обратиться за его администрированием в постоянно действующее Арбитражное учреждение. В действующем Законе, такого права не прописано и стороны вынуждены самостоятельно администрировать свой спор, что приводит к дополнительным организационным проблемам.
13) прямое соглашение - соглашение, которое заключено сторонами в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 11, частью 3 статьи 13, частью 1 статьи 14, частью 3 статьи 16, частью 1 статьи 27, статьей 40, частью 1 статьи 47 настоящего Федерального закона, и имеет приоритет по отношению к правилам арбитража;
Новое понятие, устанавливающие обязательные пункты в тексте Третейского соглашения, без которых оно становиться недействительным. В действующем Законе эти пункты являются добровольными и регулируются формулировкой : «Если иное не предусмотрено соглашением сторон).
14) стороны арбитража - организации - юридические лица, граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями, физические лица, которые предъявили исковое заявление в порядке арбитража в защиту своих прав и интересов либо к которым предъявлен иск в порядке арбитража, а также которые присоединились к арбитражу корпоративных споров в качестве их участников в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях;
Не отличается от действующего Закона.
15) суд - орган судебной системы Российской Федерации или иностранного государства;
Новое понятие обобщает понятие любых государственных судов.
16) третейский суд - единоличный арбитр или коллегия арбитров;
Не отличается от действующего Закона.
17) третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора, - третейский суд, осуществляющий арбитраж при отсутствии администрирования со стороны постоянно действующего арбитражного учреждения (за исключением возможного выполнения постоянно действующим арбитражным учреждением отдельных функций по администрированию конкретного спора, если это предусмотрено соглашением сторон арбитража);
Не отличается от действующего Закона.
18) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики в сфере юстиции;
Новое понятие, устанавливает Регулятора со стороны Государства в сфере деятельности Третейских судов.
19) учреждение-правопредшественник - постоянно действующий третейский суд, который создан до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и по отношению к которому в соответствии с настоящим Федеральным законом создается учреждение-правопреемник для целей администрирования арбитража;
Новое понятие относится к вопросу перерегистрации действующих Третейских судов в новые Арбитражные учреждения в порядке правопреемства.
20) учреждение-правопреемник - постоянно действующее арбитражное учреждение, которое создано в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и осуществляет администрирование арбитража в соответствии с ранее заключенными арбитражными соглашениями, предусматривающими администрирование арбитража со стороны учреждения-правопредшественника;
Новое понятие относится к вопросу перерегистрации действующих Третейских судов в новые Арбитражные учреждения в порядке правопреемства.
21) электронный документ, передаваемый по каналам связи, - информация, подготовленная, отправленная, полученная или хранимая с помощью электронных, магнитных, оптических или аналогичных средств, включая электронный обмен данными и электронную почту.
Новое понятие, определяет признаки электронного документооборота. В общем, ст. 2 уточняет понятия действующего Закона, разделяет или обобщает их. Также вводится 3 принципиально новых органа.
Статья 3. Получение документов и иных материалов
1. Документы и иные материалы направляются сторонам в согласованном ими порядке и по указанным ими адресам.
2. Если стороны арбитража не согласовали иной порядок, документы и иные материалы направляются по последнему известному месту нахождения организации, являющейся стороной арбитража, или по месту жительства гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, являющегося стороной арбитража, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, предусматривающим фиксацию попытки доставки указанных документов и материалов. Документы и иные материалы считаются полученными в день такой доставки (фиксации попытки доставки), даже если сторона арбитража по этому адресу не находится или не проживает.
Не отличается от действующего Закона. К сожалению, данная статья не расшифровывает должна ли почтовая или курьерская служба иметь какие либо лицензии и сколько раз требуется провести уведомления для подтверждения фиксации попытки доставки. Своевольная трактовка данных вопросов зачастую становиться незаконным основанием для отказа госсудами в выдачи исполнительных листов.
Статья 4. Отказ от права на возражение
Если сторона, которая знает о том, что какое-либо диспозитивное положение настоящего Федерального закона или какое-либо требование, предусмотренное арбитражным соглашением, не было соблюдено, и тем не менее продолжает участвовать в арбитраже, не заявив возражений против такого несоблюдения без неоправданной задержки, а если для этой цели предусмотрен какой-либо срок, в течение такого срока, она считается отказавшейся от своего права на возражение.
Новая статья, которую давно ждали! Сегодня проблема процессы по выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов зачастую затягиваются проигравшими сторонами путем предъявления возражений, о которых они умолчали в третейском разбирательстве. Госсуды же вынуждены долго проверять эти возражения (особенно если речь идет о проведении экспертиз), тогда как они могли быть рассмотрены в третейском разбирательстве.
Статья 5. Пределы вмешательства суда
По вопросам, регулируемым настоящим Федеральным законом, никакое судебное вмешательство не должно иметь места, кроме как в случаях, когда оно предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Новая статья, но констатирует очевидный факт.
Статья 6. Органы для выполнения определенных функций содействия и контроля в отношении арбитража
Функции, указанные в частях 3 и 4 статьи 11, части 3 статьи 13, части 1 статьи 14, части 3 статьи 16 и статье 40 настоящего Федерального закона, выполняются компетентным судом.
Новая статья устанавливает перечень статей по которым у государственных судов появляются полномочия рассматривать заявления сторон относительно процессуальных вопросов третейского разбирательства и корректировать их вплоть до прекращения самого разбирательства. Радует, что сам факт подачи подобного заявления в госсуд не приостанавливает третейского разбирательства и будет рассматриваться уже на стадии выдачи исполнительных листов. Один пункт из этих полномочий (относительно компетенции) уже давно действует в АПК РФ (ст. 235). В ГПК РФ таких полномочий у госсуда - нет. Другой пункт (относительно выбора состава арбитров) в ст. 10 ФЗ-102.
Глава 2. АРБИТРАЖНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
Статья 7. Определение, форма и толкование арбитражного соглашения
1. Арбитражное соглашение является соглашением сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением, независимо от того, носило такое правоотношение договорный характер или нет. Арбитражное соглашение может быть заключено в виде арбитражной оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения.
2. Арбитражное соглашение заключается в письменной форме.
3. Положение, предусмотренное частью 2 настоящей статьи, считается соблюденным, если арбитражное соглашение заключено в том числе путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, включая электронные документы, передаваемые по каналам связи, позволяющим достоверно установить, что документ исходит от другой стороны.
4. Арбитражное соглашение также считается заключенным в письменной форме, если оно заключается путем обмена процессуальными документами (в том числе исковым заявлением и отзывом на исковое заявление), в которых одна из сторон заявляет о наличии соглашения, а другая против этого не возражает.
5. Ссылка в договоре на документ, содержащий арбитражную оговорку, представляет собой арбитражное соглашение, заключенное в письменной форме, при условии, что указанная ссылка позволяет считать такую оговорку частью договора.
6. Арбитражное соглашение может быть заключено путем его включения в правила организованных торгов или правила клиринга, которые зарегистрированы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такое арбитражное соглашение является арбитражным соглашением участников организованных торгов, сторон договора, заключенного на организованных торгах в соответствии с правилами организованных торгов, или участников клиринга.
П.п. 1-6 не отличаются от действующего Закона.
7. Арбитражное соглашение о передаче в арбитраж всех или части споров участников созданного в Российской Федерации юридического лица и самого юридического лица, для разбирательства которых применяются правила арбитража корпоративных споров, может быть заключено путем его включения в устав юридического лица. Устав, содержащий такое арбитражное соглашение, а также изменения, вносимые в устав, предусматривающие такое арбитражное соглашение, и изменения, вносимые в такое арбитражное соглашение, утверждаются решением высшего органа управления (собрания участников) юридического лица, принимаемым единогласно всеми участниками этого юридического лица. Арбитражное соглашение, заключенное в порядке, установленном настоящей частью, распространяется на споры участников юридического лица и споры самого юридического лица, в которых участвует другое лицо, только если это другое лицо прямо выразило свою волю об обязательности для него такого арбитражного соглашения. Арбитражное соглашение не может быть заключено путем его включения в устав акционерного общества с числом акционеров - владельцев голосующих акций одна тысяча и более, а также в устав публичного акционерного общества. Местом арбитража при рассмотрении указанных в настоящей части споров должна являться Российская Федерация.
Новое понятие, описывает форму и порядок заключения арбитражного соглашения в сделках корпоративного характера, с запретами в отношении крупных и публичных акционерных обществ. Утверждение арбитражного соглашения собранием участников относиться к категории утверждения единогласным решением.
8. При толковании арбитражного соглашения любые сомнения должны толковаться в пользу его действительности и исполнимости.
Новое понятие устанавливает Презумпцию действительности и исполнимости арбитражного соглашения. Отсутствие данной Презумпции сегодня в совокупности с невнимательностью сторон при оформлении арбитражного соглашения, приводит иногда к признанию отсутствия компетенции у Третейского суда рассматривать их спор.
9. Если стороны не договорились об ином, арбитражное соглашение по спору, возникающему из договора или в связи с ним, распространяется и на любые сделки между сторонами арбитражного соглашения, направленные на исполнение, изменение или расторжение указанного договора.
10. При перемене лица в обязательстве, в отношении которого заключено арбитражное соглашение, арбитражное соглашение действует в отношении как первоначального, так и нового кредитора, а также как первоначального, так и нового должника.
Новая часть, закрепляет уже сложившуюся судебную практику.
11. Арбитражное соглашение, содержащееся в договоре, распространяется также на любые споры, связанные с заключением договора, его вступлением в силу, изменением, прекращением, действительностью, в том числе с возвратом сторонами всего исполненного по договору, признанному недействительным или незаключенным, если иное не следует из самого арбитражного соглашения.
Новая часть расшифровывает определение «Все споры».
12. Правила арбитража, на которые ссылается арбитражное соглашение, рассматриваются в качестве неотъемлемой части арбитражного соглашения. Условия, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом могут быть согласованы только прямым соглашением сторон, не могут быть включены в правила постоянно действующего арбитражного учреждения.
Данная часть не отличается от действующего Закона.
Статья 8. Арбитражное соглашение и предъявление искового заявления по существу спора в суде
1. Суд, в который подано исковое заявление по вопросу, являющемуся предметом арбитражного соглашения, должен при условии, что любая из сторон заявит об этом не позднее представления своего первого заявления по существу спора, оставить исковое заявление без рассмотрения, если не найдет, что арбитражное соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено.
2. Предъявление указанного в части 1 настоящей статьи искового заявления в суд само по себе не препятствует началу или продолжению арбитража и принятию арбитражного решения.
Новая статья, но копирует п.1 ч.1 ст. 148 АПК РФ и п.5 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ.
Статья 9. Арбитражное соглашение и обеспечительные меры суда
Обращение стороны в суд до или во время арбитража с просьбой о принятии мер по обеспечению иска и вынесение судом определения о принятии таких мер не являются несовместимыми с арбитражным соглашением.
Статья не отличается от действующего Закона.